Меню сайта |
|
|
Поиск |
|
|
Наш опрос |
Что Вам больше всего нравится на нашем сайте?
Всего ответов: 205
|
|
Статистика |
|
|
|
| | |
|
Как изготовить гербарий
|
|
Феникс | Дата: Пятница, 11.07.2008, 14:04 | Сообщение # 1 |
Хозяйка сайта: титул "Огненный цветок"
Группа: Администратор
Сообщений: 4937
Награды: 10
Статус: Где-то там
| Ни словесные описания, ни рисунки, ни ботанические определители не могут дать такого полного представления о растительном мире, как непосредственное изучение его. Но если сорвать растение и принести его в комнату, оно быстро завянет. А ведь растение можно сохранить надолго. Для этого нужно его засушить, положив между листами бумаги. У любителей ботаники скапливается целая коллекция таких засушенных растений. Чтобы коллекция сохранилась дольше и чтобы ею удобно было пользоваться, она должна быть хорошо и правильно оформлена, снабжена этикетками. Называется такая коллекция гербарием. Свыше 200 лет ученые, путешественники и ботаники, изучавшие растительный покров нашей страны, собирали гербарии. Эти гербарии бережно хранятся в различных ботанических научных учреждениях, крупнейшее из которых в нашей стране — Ботанический институт Академии наук СССР в Ленинграде. Там сосредоточен самый полный гербарий флоры Советского Союза (свыше 5 млн. гербарных листов). В гербарии Московского университета 700 тыс. гербарных листов. Во многих городах и краеведческих музеях есть гербарии местной флоры, собранные любителями — ботаниками и краеведами. В высших и средних учебных заведениях гербарий используется в качестве наглядного пособия на уроках ботаники. Составляют эти гербарии обычно учащиеся. Многим кажется, что сбор растений и составление гербария — дело очень простое. Оно действительно несложно. Однако, чтобы коллекция имела научную либо учебную ценность, необходимо соблюдать ряд правил. Прежде всего надо правильно собрать растения, записать условия их обитания и место нахождения; затем определить растения, т. е. найти их научные наименования; наконец, следует умело высушить и изготовить из растений гербарные экземпляры. Для всего этого необходимо пособие для определения растений и несложное оборудование, которое каждый может сделать сам. Для сбора и сушки растений следует запастись промокательной (фильтровальной) или газетной (формата центральных газет) бумагой, которая хорошо вбирает и отдает влагу. Из полулистов газеты, сложенных пополам, приготовляются сушильные «рубашки». В них и укладываются растения. Целые газеты, сложенные вчетверо, служат сменными прокладками между «рубашками» с растениями. Для сбора плодов и семян приготовляют пакетики, или капсулы, из писчей бумаги. Для этикеток нарезают из той же бумаги пачку ярлычков в 1/8 долю листа или используют небольшой блокнот. Необходимо также заготовить достаточное количество плотной, лучше специальной гербарной бумаги, аккуратно нарезать ее листами общепринятого формата: в ширину — от 28 до 30 см, в длину — 42—45 см. На этих листах будет монтироваться гербарий. Нужен еще хороший чистый клей (гуммиарабик, фотоклей). Морфологический гербарий, показывающий, насколько различной может быть форма соцветий. Растения, предназначенные для гербаризации, собирают целиком, т. е. со всеми надземными и подземными органами — корнями, корневищами, клубнями, луковицами, которые извлекают из почвы железным совочком или ботанической копалкой. Ее может заменить крепкий кухонный нож или широкая стамеска. Для продольного разрезания толстых корневищ (чтобы они скорее высохли), а также для срезания (обламывать нельзя) веток с деревьев и кустарников употребляют садовый или перочинный нож. Водные растения вылавливаются из воды небольшим багром либо «кошкой» (якорьком или крупной рыболовной жерлицей с грузилом на длинном шнуре). Ими же можно наклонить или подтянуть ветку высокого дерева. Для сушильных «рубашек» и растений, собираемых в поле, необходима экскурсионная папка. Она состоит из двух пластинок картона или фанеры с прорезями около углов — в них продевается широкая тесьма, чтобы завязывать папку и носить ее через плечо. Высушиваются растения в ботаническом прессе. Он представляет собой две деревянные рамки одинакового размера (30X45 см или 35Х50 см, т. е. немного больше гербарного листа), на которые натянуты металлические сетки. Для затягивания пресса используется крепкий шнур или два ремня. Пресс можно сделать также из двух листов фанеры, просверлив в них множество отверстий для вентиляции. Если по углам фанерных листов прорезать щели и продеть в них тесьму, то получится комбинированная папка-пресс, пригодная и для сбора, и для сушки растений. Растения для гербария собирают только в сухую, ясную погоду. Растения, смоченные дождем или росой, долго сохнут и могут испортиться. Это условие относится и к растениям, которые засушиваются в песке (см. ниже). Слева направо: ботаническая копалка и совок, экскурсионная папка из картона или фанеры для сбора растений, пресс для сушки растений (размеры даны в сантиметрах). Не каждое растение годится для гербария. Отбирать следует экземпляры вполне развитые, без каких-либо повреждений, с распустившимися цветками и по возможности с плодами, хотя бы и незрелыми (без плодов некоторые растения очень трудно определить). У деревьев и кустарников срезают ветки с листьями, чтобы можно было видеть не только форму, но и расположение листьев. Для гербария нужны их цветки и плоды, а у хвойных — шишки. Двудомные растения должны быть представлены в гербарии мужскими и женскими экземплярами, а однодомные — экземплярами с пестичными и тычиночными цветками. От крупных травянистых растений, не умещающихся целиком на гербарном листе, берут такие части, по которым можно легко составить представление о целом растении. Вынутое из почвы растение тщательно очищают от прилипшей к корням земли и сразу же закладывают в сушильную «рубашку». Предварительно расправляют все органы растения. Если некоторые листья ложатся друг на друга, между ними кладут прослойки из сушильной бумаги, чтобы в процессе сушки листья не почернели. Один или два листа следует так отогнуть, чтобы видна была нижняя поверхность листовой пластинки. Под крупные и нежные цветки полезно подложить тонкий слой гигроскопической ваты. Высокие растения с узкими листьями, например злаки, перегибаются и укладываются в «рубашку» зигзагом. При всяком сгибе растение надо класть так, чтобы корень был обращен вниз, а конец стебля — вверх. Для гербаризации рекомендуется брать не менее трех экземпляров каждого ботанического вида. Из них один предназначается для препарирования (разделения на части) при определения, второй — для монтировки на гербарный лист, третий — запасной. На каждое растение тут же, в поле, составляется черновая этикетка, которая вкладывается вместе с ним в «рубашку» и в дальнейшем от него не отделяется. Этикетки нумеруются по порядку, причем номер этикетки заменяет название растения, пока оно не определено. В этикетке оставляется свободное место для русского и латинского ботанических названий вида и семейства. Если гербарий предназначается для краеведческого музея, то записывается и местное народное название растения. Далее отмечаются особенности местообитания взятого растения, т. е. среда, в которой этот вид произрастает: рельеф местности, свойства почвы, степень увлажненности, условия освещения, характер распространения и пр. Указывается также географический пункт, где было взято растение. Наконец, записывается дата, когда растение сорвано. Подписывается под этикеткой тот, кто нашел растение для гербария, а потом тот, кто определил его. Если к растению прилагается пакетик с плодами или семенами, собранными в другое время, то на нем отмечается и эта дата. Чтобы установить точное научное название вида растения и принадлежность его к тому или иному семейству, пользуются определителями растений. По окончании сбора все «рубашки» с растениями необходимо переложить (не переворачивая!) из папки на рамку пресса. Между «рубашками» при этом кладут по 2—3 прокладки из той же газетной бумаги для впитывания влаги. «Рубашки» раскладываются на рамке так, чтобы толстые части растений располагались попеременно то в одну, то в другую сторону, тогда пачка «рубашек» получится ровной, без горбов. Накрыв пачку второй рамкой, туго затягивают пресс ремнями накрест или шнуром в 2 петли. В таком виде пресс вешают или прислоняют к стене где-нибудь на солнце и на ветру. Не реже раза в сутки повлажневшие прокладки меняют на сухие. «Рубашки» же не меняются, и растения из них не вынимаются. В сырую погоду пресс обычно помещают около теплой печки или батареи центрального отопления, поставив его на ребро. Для ускорения сушки пользуются и горячим утюгом, осторожно проглаживая им растение через бумагу или марлю. При этих способах растения быстрее высыхают и лучше сохраняют свою природную окраску. Сушка на ватных матрасиках применяется к тем растениям, которые при более медленной сушке чернеют, например к растениям из семейства орхид-ных, некоторым ивам и т. п. Голубая и синяя окраска венчиков, например, у колокольчиков и василька синего лучше сохраняется, если при закладке этих растений в пресс подложить под соцветия тонкие ватные подушечки. Растение можно считать высохшим и пригодным для монтировки, если, поднятое за корневую шейку, оно не сгибается и сохраняет приобретенную в прессе форму. На одном гербарном листе монтируется только один вид — в одном или нескольких экземплярах. Укладывается растение на гербарный лист так, чтобы части его не выступали за края, и прикрепляется в разных местах узкими (3—4 мм шириной) полосками бумаги. Клей наносится на концы полоски и углы этикетки. Толстые части растений, например корневища, можно прикрепить к листу нитками. Чтобы нитки не были видны, их окрашивают акварелью или тушью в зеленый цвет. Приклеивать растения к бумаге нельзя. Пакетик либо капсула с плодами или семенами приклеивается к левому нижнему углу гербарного листа. Правый нижний угол листа отводится для этикетки, переписанной начисто чернилами, а лучше всего тушью. Семенной пакетик и этикетка приклеиваются немного отступя от краев листа. Чистовая гербарная этикетка выглядит так: Гербарный лист с засушенным растением, этикеткой и семенным пакетом. При засушивании в прессе растение теряет свою объемную форму, естественное расположение его частей в пространстве нарушается. Поэтому, если нужно при засушке сохранить объемность растения или цветка, прибегают к другому способу — засушивают его в песке. Для этого нужен мелкий, ровный речной песок. Он должен быть совершенно чистым, свободным от примеси глины и органических остатков. Это достигается промыванием песка в воде до полного исчезновения мути. Затем песок высушивают и прокаливают на горячей плите в железных противнях, пока не прекращается выделение дымка и запаха. Приготовленный таким способом песок хранят в закрытом сосуде. Основные семейства цветковых растений. Лютиковые: 1 — ветреница дубравная, а — цветок, б — плоды; 2 — купальница европейская; 3 — живокость полевая, а — цветок в разрезе. Мотыльковые: 4 — клевер луговой, а — цветок, б — часть корня; 5 — чина луговая. Зонтичные: 6 — морковь посевная, а — цветок, б — плод. Крестоцветные: 7 — капуста огородная, а — плод-стручок; 8 — ярутка полевая, а — плод. Розоцветные: 9 — шиповник коричневый, а — ложный плод; 10 — груша обыкновенная, а — цветок в разрезе. В песке сушат чаще всего крупные цветки, соцветия, ветки с плодами, побеги и небольшие растения, например росянку. Проще всего засушивать растение в конусообразном «фунтике», сделанном из плотной бумаги. Острая вершина такого конуса, чтобы не высыпался песок, загибается и закрепляется скрепкой. Цветок помещают в «фунтик» и осторожно с ложечки или совочка засыпают песком. Конусы с заложенными в песок растениями ставятся в специальную стойку или развешиваются на гвозди. Место сушки должно быть теплым и хорошо проветриваться. Продолжительность сушки растений в песке различна. Она зависит и от растения (тонкие или мясистые у него листья и стебли), и от состояния воздуха (температура, влажность, ветер). Умение определять время, необходимое для сушки разных растений, приобретается практикой. Сложноцветные: 11 — астра многолетняя; 12 — василек синий, а — корзинка, б — воронковидный цветок; 13 — пижма обыкновенная; 14 — цикорий обыкновенный, а — корень. Лилейные: 15 — ландыш майский, а — плоды, б — часть корневища; 16 — гусиный лук желтый. Губоцветные: 17 — шалфей луговой; 18 — мята перечная. Пасленовые: 19 — картофель, а — цветок, б — плод в разрезе. Злаковые: 20 — тимофеевка (султан); 21 — рожь посевная (колос); 22 — кукуруза, о — початок; 23 — мятлик однолетний, а — цветок. Растения, высушенные в песке, в особенности цветки, становятся очень хрупкими, и извлекать их из песка нужно очень осторожно. Нельзя высыпать песок из конуса через край — растение или цветок можно поломать. Лучше выпускать песок тонкой струйкой из отверстия, сделанного шилом или гвоздем в низу конуса. Высушенные растения надо хранить в закрытых коробочках или Под стеклянным колпаком в темноте. На свету они быстро выгорают. При высыхании растение теряет свой естественный цвет. Прежде всего выцветает красная и синяя окраска цветков, дольше сохраняется желтая. При многолетнем хранении изменяется цвет листьев и стеблей. Из зеленого он становится коричневато-бурым. Как быть в таком случае? На помощь приходят акварельные краски. Надо подобрать соответствующий тон и тонкой кисточкой окрасить лепестки и зеленые части сухого растения, восстановить естественный цвет. Если краска не пристает к воскообразному налету, которым иногда покрыта поверхность растений, то на нее предварительно наносят кисточкой тонкий слой разогретого желатина. Источник
Излишки моей фитоколлекции
Долина цветочных грёз
|
|
| |
Феникс | Дата: Пятница, 11.07.2008, 14:06 | Сообщение # 2 |
Хозяйка сайта: титул "Огненный цветок"
Группа: Администратор
Сообщений: 4937
Награды: 10
Статус: Где-то там
| Гербарий для крохи Кто из любознательных малышей не любит собрать во время прогулки букетик полевых цветов? Цветы простоят пару дней в вазе и вянут, вызывая огорчение юного натуралиста, а нередко и слезы. Но есть простой выход из подобной ситуации. Если растения засушить, они будут храниться очень долго и радовать малыша своими веселыми красками. Речь идет о гербарии. Собирая растения, ребенок запоминает их названия и то, как они выглядят. Некоторые растения так похожи между собой, что отличить одно от другого непросто. Следовательно, малыш развивает внимание и наблюдательность. Высушивая растения, юный ботаник учится выполнять определенные правила, соблюдать последовательность действий. Оформление гербария потребует от малыша аккуратности и собранности, ведь сухие растения очень хрупкие. Кроме того, ребенок будет учиться работать со справочной литературой, расширять знания об окружающем мире. Пригодится и информация о свойствах тех или иных растений, их пользе для человека и животных, о том, что бывают растения ядовитые, с которыми нужно обращаться очень осторожно. Собирая с малышом растения и оформляя гербарий, вы получите уникальную возможность вновь окунуться в детство, заново откроете для себя удивительный мир, который мы почему-то перестаем замечать, едва становимся взрослыми. Попробуем? Итак, что же такое гербарий? Говоря официальным языком, гербарий (от латинского herba - трава, растение) - ботаническая коллекция собранных и засушенных растений, оформленная и снабженная этикетками, предназначенная для научной работы. Конечно, мы не будем подходить к сбору гербария столь строго и официально. Мы внесем в это занятие элемент развлечения и творчества. Снаряжаем экспедицию Прежде чем приступить к сбору растений, нужно приготовить для этого нехитрые, но очень полезные приспособления. Это, прежде всего, гербарная папка. Сделать ее совсем несложно. Вам понадобятся два листа картона формата A3. Их складывают вместе и проделывают в углах отверстия. В отверстия вдеваются толстые шнурки или тесьма. Если шнурки затянуть и завязать, получим временный пресс для собранных растений. Внутрь папки положите старые газеты. Растения, предназначенные для коллекции, будем аккуратно вкладывать между газет в расправленном виде. Так вы сможете благополучно донести их до дома. К каждому растению можно приложить бумажную этикетку, где будет написано его название, место и время сборки. Если удастся привлечь в союзники папу, гербарную папку можно сделать из фанеры: она получится плотнее и надежнее. Нужно только хорошенько отшлифовать боковые поверхности фанеры, чтобы малыш не поранил руку о неровные края. Для выкапывания растений пригодится маленькая лопатка или детский совочек (не пластмассовый, а металлический). Их с успехом заменит прочная ложка. Еще следует запастись пачкой бумаги небольшого формата и ручкой: они пригодятся вам для составления временных этикеток к растениям. Ну и конечно, не забудьте атлас-определитель растений, встречающихся в вашей местности. Немногие родители могут похвастаться хорошим знанием лютиков-цветочков и прочих зеленых друзей, растущих под ногами. Но в этом нет ничего страшного. Хорошая книга придет вам на помощь. А после таких ботанических занятий с малышом вы очень скоро без труда сможете различать растения, которые раньше казались вам на одно лицо. Главное - чтобы изображения растений в книге были хорошо прорисованы, а тексты написаны доступным ребенку языком. Собираем будущий гербарий Для сбора растений вовсе не обязательно выделять специальное время. Этим можно разнообразить обычную прогулку; главное - чтобы денек был сухой. Влажные от дождя или росы растения для гербария не годятся: они долго сохнут и могут испортиться. Отправляясь на прогулку, выбирайте каждый раз новое место: парк, лес, луг, берег реки, пустырь возле дома. Ведь каждое растение часто растет только в определенной местности. В лесу и возле реки вы встретите совершенно разных представителей флоры. Начинать собирать гербарий лучше с самых простых, известных ребенку растений: ромашки, подорожника, тимофеевки, клевера и др. Никогда не срывайте одиночные растения, а выбирайте места их большого скопления. Таким образом вы не навредите данному виду. Рассмотрите вместе с малышом растение: какие у него листья, цветки, где растет, любит тень или солнце, влажную или сухую почву, растет везде или только в определенном месте. Затем выберите небольшое здоровое растение и аккуратно выкопайте его вместе с корнем. Тщательно отряхните с корней землю и положите растение в гербарную папку. Лучше брать по два одинаковых растения: одно для гербария, другое - запасное. Дома, после прогулки, сразу же выньте растения из папки и подготовьте их к сушке, иначе они начнут подсыхать, и потом уже будет сложно придать им нужный вид. Сушим растения Для того чтобы наш гербарий получился красивым и сохранился надолго, важно хорошенько высушить собранные растения. Есть два способа сушки: один - правильный, но долгий, другой - быстрый, но ненадежный. Начнем с первого. Им обычно пользуются ботаники для того, чтобы растения не потеряли свою естественную окраску и фактуру. Возьмите старую газету, раскройте ее и уложите внутрь растение, аккуратно расправив листья, цветки, стебель. Старайтесь придать растению естественный вид. Некоторые листья можно специально отогнуть, чтобы была видна нижняя сторона: у многих растений она по-другому окрашена и имеет опушение. Не нужно обрывать листья, которые показались вам некрасивыми: растение должно выглядеть так, как оно росло на лугу или клумбе. Подобную операцию проделайте с каждым собранным растением, вкладывая его в отдельную газету. Такой футляр из газеты называется "рубашкой". Теперь сложите газеты одна на другую, между ними проложите еще по несколько листов газетной бумаги или бумажные салфетки для впитывания влаги. Сверху сооружение придавите чем-нибудь тяжелым, например несколькими большими книгами. Сохнуть травы и цветы будут около двух недель. Только не забывайте каждые 2-3 дня перекладывать их новыми бумажными салфетками, иначе растения могут загнить. "Рубашки" менять не нужно. Если же вам не хочется возиться и ждать так долго, можно высушить растения при помощи горячего утюга. И если с первым способом сушки малыш сможет справиться самостоятельно (а необходимость регулярно менять бумагу еще и поучит его ответственности), то во втором случае это вряд ли удастся. Все-таки горячий утюг - игрушка для взрослых. Итак, чтобы обойтись с зелеными друзьями наиболее щадящим образом, не спешите высушить растение сразу, многократно проезжая по нему утюгом. Заверните его в салфетки и газеты так, как говорилось выше, положите на гладильную доску и 1-2 раза прогладьте. Отложите гербарий на несколько часов, затем прогладьте снова. Повторите процедуру 3-4 раза до полного высыхания растения. Следите, чтобы утюг не был слишком горячим, иначе растение может сгореть и потерять естественную окраску - пожелтеть. Самый существенный недостаток этого метода сушки заключается в том, что листочки становятся гладкими и теряют свой естественный узор и ворсистость. Интересные факты Дайте малышу возможность оформить гербарий на свой вкус. Может быть, ему захочется расписать красивые рамки или сделать их из природного материала (листьев и лепестков растений). Или нарисовать подходящий фон для каждого растения - луг, лес, клумбу. Вместе с ребенком отыщите информацию о растениях из вашей коллекции: где растет, когда цветет и плодоносит, сколько лет живет. Сейчас выпускается такое множество всевозможной справочной и энциклопедической литературы, что сделать это не составит особого труда. А вот умение работать с такой литературой - очень ценный навык, который непременно пригодится ребенку в будущем. Практически о каждом растении можно найти занимательные факты. Малышу будет интересно узнать, например, о том, что подорожник американские индейцы называли "след белого человека". А все потому, что именно белые колонизаторы завезли в Америку семена этого растения на своей обуви. А желтенький первоцвет мать-и-мачеха получил свое I название из-за разной окраски нижней и верхней стороны листьев. Сверху лист темный, гладкий и холодный - мачеха, а снизу он светлый, теплый, опушенный мягкими волосками - мама. Названия некоторых растений говорят сами за себя, и очень полезно поразмышлять, почему чистотел или, скажем, пастушья сумка получили такие забавные имена. Сок чистотела сродни "зеленке". И если им смазать мелкие ссадинки и ранки, они очень быстро заживают. Отсюда и название - чистотел. А если присмотреться повнимательнее к пастушьей сумке, можно заметить листочки, похожие на сердечки или крошечные сумочки пастухов. Многие растения используются в народном хозяйстве или в медицине. Об этом тоже можно поговорить с малышом. Так, например, зверобой лекари на Руси называли "травой от 99 болезней" и говорили: "Как нельзя без муки испечь хлеба, так нельзя без зверобоя лечить много болезней". Некоторые дикие растения можно употреблять в пищу. Из колючей крапивы получается вкусный и полезный салат. А из желтых одуванчиков варят варенье. Многие травы или их семена в сушеном виде выступают в роли приправ: укроп, базилик, мята, кориандр, горчица. Все интересное, что удастся отыскать о растениях, можно записать или напечатать и добавить к вашей коллекции. Интересна легенда и о сорной траве спорыше, которая растет повсеместно буквально под ногами. В народе ее называли топтун-травой за поразительную устойчивость к вытаптыванию. А наделила спорыш такой устойчивостью старая колдунья, которая очень хотела досадить людям. Однажды собирала колдунья в горах травы, устала и присела отдохнуть. Смотрит - поднимается из долины маленькая зеленая травка. Стала колдунья ее расспрашивать: "Куда путь держишь?" Трава отвечает: "Совсем от людей житья нет. Луга распахивают, отовсюду меня выгоняют. Вот и решила я в горы уйти, чтобы никому не мешать и чтобы мне никто не мешал". Уговорила колдунья проворную травку вернуться обратно и наделила ее особыми свойствами. Теперь что бы человек ни делал, никак не получалось у него справиться с упрямой травой. Он ее и ногами топтал, и с корнем вырывал, и машинами выпалывал, а она как росла, так и растет. Решил человек приспособить спорыш себе на пользу. И оказалось, что трава эта и от болезней лечит, и для домашних животных полезный корм. Вот так и просчиталась колдунья: вместо зла дала человеку доброго помощника. А еще полезно собирать стихи о цветах и деревьях, а самые лучшие из них - заучивать наизусть. - Эй, ромашки. Дайте мне ответ: Вы откуда, Если не секрет? - Не секрет, - ответили ромашки, - Нас носило солнышко В кармашке! (В.Орлов) Синий-синий василек. Ты любимый мой цветок! У шумящей желтой ржи Ты смеешься у межи, И букашки над тобой Пляшут радостной гурьбой. (С Черный) Так, рассматривая то или иное растение с разных точек зрения, кроха будет учиться всесторонне подходить к любому вопросу; это разбудит его исследовательский интерес. Не советую вам сушить растения между страницами книг: растения сохнут плохо, а книги портятся. Исключение составляют тонкие цветочные лепестки. Их можно посушить в старых, ненужных книгах. Как оформить альбом? Способов оформления нашего сокровища существует великое множество. Сначала о том, как это делается по правилам. На лист формата A3 прикладывается высушенное растение и аккуратно приклеивается тонкими полосочками белой бумаги или пришивается нитка- ми в нескольких местах. Рядышком размещаются семена в пакетике и этикетка, где написано название рода и вида растения на русском и латинском языках, место и время сборки. Гербарии прокладываются пергаментными листами и собираются в папку-скоросшиватель. Но, так как вам с малышом нет необходимости готовить коллекции для научной конференции или музея, оформить их можно и иначе. Для этого возьмите плотные альбомные листы, разместите на них растения и приклейте тоненькими полосками бумаги или пришейте ниткой. Небольшие растения поместятся на лист вместе с корнем, а большие разместите фрагментами: часть стебля, корень, лист, цветок. Рядом можно прикрепить пакетик с семенами. У трав и цветов с длинным стеблем (например, у злаков) еще до засушки этот стебель не обрезайте, а несколько раз согните, чтобы получились острые углы. Неплохо наклеить рядом картинку или фотографию растения целиком, особенно если это дерево или кустарник. Ее можно найти в энциклопедии или учебнике ботаники и нарисовать (отличная творческая работа!), распечатать из Интернета (а заодно и поучимся работать на компьютере!) или сфотографировать во время прогулки (развиваем наблюдательность и осваиваем фототехнику!). Не забудьте написать название растения на русском и по-латыни (а почему бы и нет?) и указать время и место сборки (луг, лес, поле, берег реки, горы Крыма, ботанический сад и т.п.). Если вы учите малыша читать по какой-нибудь методике, сделайте, например, крупную красную подпись (по Доману) или с выделением складов (по Зайцеву). Ребенку будет интересно почитать такую "живую" книжку, да еще и сделанную своими и мамиными руками. Теперь помещаем наши листы в файлы, а файлы - в папку. Так коллекцию удобно смотреть, пополнять новыми экспонатами, и она довольно надежно защищена. При желании можно легко вытащить картинку из файла, поближе рассмотреть растение, потрогать пальчиком листья и стебель. Гладкие они или шероховатые, с волосками или без? Такие занятия развивают и наблюдательность, и чувство осязания. Для большей сохранности листы с засушенными растениями можно заламинировать. Они станут ярче, но тогда уже не будет возможности узнать, какие они на ощупь. А еще можно поместить гербарные листы в магнитные фотоальбомы (те, где фотографии прижимаются намагниченной прозрачной пленкой). И хранить удобно, и можно легко вытащить при необходимости. Вносим разнообразие Конечно, можно складывать все засушенные растения в одну папку. Но куда интереснее собрать несколько разных коллекций. Это может быть кол лекция сорных трав, комнатных растений или растений с бабушкиного огорода. Можно оформить отдельно лесные растения или растения, растущие на лугу. Можно собрать коллекцию лепестков садовых цветов или листьев деревьев и кустарников, выделив в отдельную группу, скажем, плодовые деревья. А золотая осень - самое подходящее время для сбора коллекции осенних листьев. Отправляясь отдыхать к морю или путешествуя в дальние страны, не забудьте и оттуда привезти несколько экзотических растений и листьев деревьев. Постепенно у малыша соберется замечательная коллекция, которая станет предметом особой гордости. Из засушенных растений можно делать красивые поделки. Особенно хороши для этого лепестки различных цветов, сами цветки и разноцветные осенние листья. К гербарию это никакого отношения не имеет, но собирать материал для будущих поделок можно параллельно с коллекцией растений. И тогда дождливой осенью и холодной зимой у вас с малышом будет интересное занятие - делать красивые открытки, яркие картины и вспоминать о теплом лете. Что же можно сделать из засушенных растений? Например, открытку в подарок бабушке, украшение на стену в виде сердечка или закладку для книги. Для этого из цветного картона нужно вырезать основу для будущей работы. Пусть малыш разложит на основе засушенные цветы и листья, чтобы получились красивые узоры. Теперь нужно капнуть капельку клея на заднюю сторону каждого цветка или листочка и прижать их к бумаге в нужном положении. Когда клей высохнет, оберните картинку прозрачной пленкой или заламинируйте. Красота готова! Красивые картины получаются из осенних листьев. Для поделок их можно сушить и утюгом. Предложите малышу придумать композиции из разноцветных листочков: цветы, животные, всевозможные узоры и даже целые фантастические города. Можно попробовать нарисовать картину при помощи отпечатков листьев. Соберите с малышом несколько листочков разных деревьев. На нижнюю часть листа (там, где выступают жилки) нанесите ровный слой краски. Аккуратно положите лист на бумагу окрашенной стороной вниз, сверху прижмите сооружение салфеткой. Теперь можно убирать салфетку и листок, а на бумаге останется симпатичный отпечаток. Для осенней - картины сделайте на бумаге красные, желтые, зеленые и оранжевые отпечатки листьев разных деревьев. Можно поступить и иначе. На белый лист бумаги положите несколько листьев, лучше с рельефными краями (клен, дуб), а затем обмакните в жидкую краску старую зубную щетку и, проводя пальцем по щетинкам, забрызгайте сверху бумагу. Операцию можно повторить, используя краски разных цветов. Убираем листья, получаем белые силуэты на фоне крапинок. Из высушенных растений можно сделать самодельное лото. Играть им будет куда интереснее и полезнее, чем покупным. Расчертите листы белого картона на шесть равных частей. В каждый прямоугольник приклейте по одному листочку с дерева, небольшое растение или цветок. 1аких больших карт должно быть не меньше шести. Сверху их обтяните прозрачной пленкой, обклейте скотчем или заламинируйте. Теперь следует сделать маленькие карточки с теми же растениями, что и на больших картах. Когда лото будет готово, можно приступить к игре. Правила этой игры известны всем. Ведущий показывает маленькую карточку, а игроки ищут такое же растение на своих больших. У кого оно есть, забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свои картинки маленькими карточками. Игра будет вдвое интереснее, если поиграть в нее не только с мамой, а и с папой. И если только папа не профессиональный биолог, то будьте уверены, малыш легко его обыграет. Ведь он уже так здорово разбирается в растениях! Веселых и интересных вам игр и занятий! Источник
Излишки моей фитоколлекции
Долина цветочных грёз
|
|
| |
| |
| | |
|