В 1512 году, в первый день Пасхи, испанские моряки увидели на горизонте долгожданную землю. Новооткрытая страна радовала вечнозеленой растительностью и благоухающими цветами. В честь последних, новое приобретение конкистадоров обрело название «Пасха цветов», что по-испански звучало как «Флорида». Так мореходы лишний раз подтвердили давно известную им аксиому, что цветы и Пасха неразделимы. Для нас же связь цветов и Пасхи не всегда является очевидной.
Увлекшись куличами и крашанками, мы как-то стали забывать об других символах Пасхи. И напрасно. Пасха – радостный весенний праздник. Он посвящен воскресению Иисуса Христа, но корни его уходят глубоко в дохристианские времена.
Уже пять тысяч лет назад иудейские племена праздновали в это весеннее время отел скота, потом – начало жатвы, их древние боги умирали каждую зиму и воскрешались весной. Затем праздник связали с исходом евреев из Египта и назвали его «Песах», что и означает исход.
Христиане же, вложив в Пасху новый смысл, воскресили древние народные обычаи. Так что как ни крути, Пасха – самый древний наш праздник. Но, будучи таковым, он символизирует не дряхлость и увядание, а нечто противоположное – веру в воскрешение, возрождение жизни. А коли воскрешение, то, как тут обойтись без цветов.
Посмотрите вокруг, все наполнено пробуждающейся от зимней спячки жизнью – распускаются верба и береза, зацветают тополь, ольха, а кое-где и абрикосы. Сады и парки наполняются гомоном птиц. У людей на лицах появляются добрые улыбки. Праздник расцветает!
Если в преддверии Пасхи, в Вербное Воскресение люди несут в дом распускающиеся веточки вербы, то Пасхальную неделю украшают более разнообразно.
Из живых цветов чаще всего используют нарциссы и гиацинты. Купить их не проблема, поскольку цветоводы применяют особые приемы, чтобы цветы распускались именно к определенному дню.
Традиционным стало украшение дома композициями из засушенных и искусственных цветов. Да, да, не стоит морщиться, мол, эти цветы не живые. Такова традиция.
В начале прошлого века искусственные цветы на Пасху были в большой моде. В ход шли самые разнообразные материалы, чаще всего провощенная цветная материя. Одно время было модным украшать пасхальный стол экзотическими цветами из сахара, но ныне способ их изготовления надежно забыт.
Кроме цветов в ход шли букетики засушенных ягод, всевозможная зелень, хвоя, мох, раскрашенные ракушки и перышки, а также разноцветные ленты. Из всего этого делали веночки, которые вешали над дверью, гирлянды для украшения прихожей и комнат, разнообразные цветочные букеты на столах шкафах, музыкальных инструментах.
Обязательно украшали цветами иконы. Веночками из сухоцветов и бумажными венками обвивали куличи и пасхи. Древнейшее украшение праздничного стола на Пасху – так называемая зеленая горка. Издревле используются и более монументальные пасхальные украшения, так называемые «пасхальные деревца». К счастью, медленно, но верно, старые традиции возрождаются. Особенно приятно к составлению цветочных композиций привлекать детей. Для них это настоящий праздник, позволяющий развить свои таланты и проникнуться духом прекрасного. Дайте детям бумагу и краски, ножницы и клей, и пусть творят цветы сами. Не бойтесь аляповатости, в этом случае она уместна.
В пасхальных композициях предпочтительны сочетания белого, красного и зеленого цветов, приветствуется добавление золотых и серебряных тонов. Все должно выглядеть ярко, красиво, торжественно.
Букеты пасхальные - это целая серия букетов для подарка и букетов для украшения кулича. Пасхальный букет для подарка по форме, колористике и выбору растений выдержан в традициях Пасхи и меньше ориентирован на пол, возраст и предпочтения адресата. Поэтому он нередко собирается круглым, с цветами, характерными для Пасхи, перьями, скорлупой, вербой, фигурками зайцев, ягнят, различных птиц, а также с бабочками, жуками и стрекозами. В последние годы стали очень популярны букеты на самых разных каркасах и, прежде всего, букет «гнездо». Он действительно собирается на каркасе из веток, напоминающем птичье гнездо. Букет на кулич, обычно небольшого размера, собирают на шпильке, чаще всего деревянной, на которой его затем и крепят в кулич. Обычно предпочитают искусственный материал, но такой букет из живых цветов тейпированный, на пробирках или на мини-деко очень интересен.
Горка пасхальная - специально к Пасхе выращенная зелень из семян злаков, чаще всего - овса, или других быстропрорастающих семян, например, кресс-салата. Семена густо «намазывались, на мокрую ткань, которая покрывала основу в виде горки (пирамиды или конуса) и часто поливали. Выросшую, как будто покрытую весенней травой горку ставили на тарелке, подставке или корзине на пасхальный стол и обкладывали крашеными яйцами. В. Катаев в книге "Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона") так описывает пасхальную горку своего детства: "На кухне зеленела горка, приготовленная для пасхального стола, - пирамидка из щепочек, обтянутая сукном; на это сукно намазывали, как икру, липкие семена кресс-салата, поливали три раза в день, и они вдруг начинали произрастать, выпуская из себя сначала бесцветные червячки первых ростков."
Пасхальной горкой называли также специально сколоченные из досок покатые, иногда похожие на неглубокие желоба «горки». Форма горы появилась в пасхальных традициях не случайно. Почти у каждого народа есть священные горы (иногда - это обиталище богов), которые история, легенды и мифы связывали с самыми важными событиями: Олимп, Фавор, Синай, Фудзияма ит. д. И пасхальная горка, и прорастающая из семян зелень - символы близости к Богу, Воскресения, Возрождения и Надежды (зеленый цвет).
Украшения и символы:
Венок пасхальный - настольный, настенный, подвесной. Символизирует бесконечность и вечную жизнь, дарованную жертвой Иисуса Христа. Собирается из весенних цветов и веток, с яйцами, скорлупой, лентами, перьями и другими атрибутами. Используется как украшение стола (часто - вокруг кулича), украшение интерьера и как пасхальный подарок.
Дерево пасхальное - украшение, имитирующее дерево - как стоящее в Раю Древо Жизни, Древо Познания, Добра и Зла. Оно может быть любого размера - от маленьких подарочных, настольных композиций до больших интерьерных объектов. Работы выполняют в любом флористическом стиле и из любого материала, они могут напоминать настоящие деревья или быть стилизованными. В некоторых странах Европы («пасхальное дерево» - иногда это просто высокий шест с поперечными планками наверху, который украшен венками,лентами, цветами - ставят во дворах, на улицах и несут на пасхальных процессиях и гуляньях. В России до ХVII века в шествии патриарха на осляти везли на санях пасхальное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами, его называли «царской вербой».
Заяц пасхальный - один из обязательных атрибутов Пасхи и пасхальной флористики почти во всех странах Западной Европы, особенно в католических и евангелистских. Заяц, (а иногда и кролик), славящийся своей плодовитостью, появился в пасхальных букетах, композициях, венках, витринах, оформлениях и подарках как символ плодородия. Его присутствие обещает благополучие, хороший урожай и успех в делах. Сушествует и другое объяснение. Быстрее других бегающий заяц может первым принести людям радостную весть и именно как вестник он и появился в пасхальной атрибутике. Эту версию подтверждает и древняя легенда о том, как Луна, пожалев мать, потерявшую сына, послала быстроного зайца с радостной вестью, что сын воскреснет. Заяц прибежал очень быстро, но по дороге забыл сказанное ему, за что навсегда остался с рассеченной губой.
Открытка пасхальная- поздравительная открытка, часто со словами «Христос Воскрес!» и пасхальными сюжетами. Собственные открытки в России стали печатать только в конце XIX века, поэтому на ранних пасхальных открытках чаще изображались принятые в Западной Европе атрибуты Пасхи, например, зайцы, птицы и т. д. Такие открытки посылались по почте, их оставляли во время визитов и прикладывали к подаркам. Особенно ценились открытки ручной работы. Сейчас флористы делают пасхальные открытки, используя сухие, искусственныеи даже живые - тейпированные или на пробирках растения и нерастительный материал.
Птицы - один из самых распространенных почти во всех странах элемент пасхального оформления в виде фигурок самых разных птиц, чаще всего – это аисты, а также их гнезд, яиц, перьев. Птица - вестник, символ Духа, возрождения природы.
Ручная верба - «Ручные вербы» - всякого рода ветви, украшенные деланными цветами, плодами, ягодами, стручьями и даже орехами.)
Свечи - символ света и Духовного горения. Используются во всех пасхальных флористических работах, чаще всего в форме яйца, зайца.
Крашенки - пасхальные крашеные яйца. Существует множество способов окрашивания пасхальных яиц: травами, капустными листьями, луковой шелухой, специальными красителями, пестрыми нитками и т. д. В флористических работах чаще используются не натуральные, а выпускаемые промышленно крашенки самых разных цветов, в том числе и модных. Писанки - так называют пасхальные яйца, расписанные каким-либо, часто символическим орнаментом, узором, либо с текстом религиозного характера, например, цитатами из Священного Писания.
Яйца пасхальные- яйцо пасхальное как символ плодородия, вечной жизни, начала и даже как символ мироустройства встречается у разных народов. Некрашеное яйцо присутствовало еще в пасхальном обряде иудеев. Легенда гласит, что первое крашеное в красный цвет яйцо преподнесла римскому императору Тиберию Мария Магдалина со словами: «Христос Воскрес». С тех пор крашенные яйца, освященные в Храме, неизменный знак Пасхи: они украшают пасхальный стол, их дарят друг другу, обмениваясь радостным сообщением.