Флористика – картины из цветов и листьев Цветы и листья имеют такую неисчерпаемую гамму цветовых оттенков, что, собрав и правильно засушив эти цветы и листья, можно получить богатейшую палитру.
В конце 1950-х гг. Зинаида Алексеевна Мамонтова собирала и засушивала гербарии для школ. После долгих экспериментов она научилась засушивать растения таким образом, что они длительное время не теряли своей натуральной окраски. Из засушенных растений она начала создавать художественные композиции. Так родилось искусство, которое получило название "флоризм".
Природа создала растения удивительной формы и раскрасила их всеми цветами своей богатой палитры. Удачно используя этот природный материал, легко сделать оригинальные работы.
Фон для композиции может быть любой: картон, фанеровка, бархатная бумага, но самым лучшим фоном будет сам растительный материал, который позволит в отличие от однотонной бархатной бумаги или картона создать живописный фон.
Но фон не следует делать слишком ярким, пестрым, он должен гармонировать с композицией и подчеркивать ее. Так, на темный фон лучше укладывать светлые цветы, и наоборот.
Картину желательно выполнять в одной тональности, без большого разнообразия красок. Надо следить, чтобы листья соответствовали цветам. Нельзя сочетать в одной композиции весенние и осенние цветы. Каждая картина должна выражать какую-нибудь идею, даже в простое панно можно вложить фантазию и выразить настроение автора.
Для грустной композиции выбирают блеклые цветы, для жизнерадостной – яркие. Композиции могут быть самые разные: от скромного букета, орнамента до причудливо фантастических форм.
Пейзажи из листьев и цветов
Если вы задумали изобразить пейзаж при помощи растительного материала, с чего надо начинать? Прежде всего придется заняться прозаической работой и вырезать стекло. Форма стекла должна приближаться к "золотому сечению", то есть отношение ширины и длины у куска стекла равнялось бы 2,1:3. Заметим, что размеры газетного листа соответствуют этой пропорции. Конечно, совершенно не обязательно точно придерживаться этих размеров, пейзаж делают вытянутым и по вертикали и по горизонтали, он может иметь форму квадрата, круга или овала. Затем по размерам стекла вырезаются из картона основа и задняя стенка. На основе вы рисуете картину, а к задней стенке приклеиваются петли для подвески картины.
На основе карандашом наносится контур пейзажа; граница неба, горы, реки. Подробности рисовать нет необходимости, так как они исчезнут под наклеенным фоном. Затем постепенно, сверху вниз наклеиваете кусочки листьев, смазав их тонким слоем клея (желательны ПВА или бустилат).
Очень большое значение в пейзаже имеет небо. В каждое время суток и года небо свое, особенное, поэтому так важно обратить внимание на его изображение. Когда художник рисует небо красками, он никогда не кладет краску вертикальным движением кисти, а всегда горизонтальным. Так поступают и флористы. Обрывают руками, а не ножницами длинные кусочки листа и наклеивают их горизонтально, так, чтобы нижний лист накрывал верхний. Можно небо сделать сначала однообразным, а потом клеить облака разных оттенков. Небо придает всему пейзажу настроение, ориентирует его во времени года и суток.
В качестве материала для неба подойдут листья серебристого тополя, которые с изнанки белые или голубоватые, листья остролистого клена, мать-и-мачехи, малины (листья последней осенью с изнанки имеют светлый нежный тон). Листья каприфоли, если их сорвать и сразу положить в морозилку холодильника, становятся синими, из них выходит хмурое небо или дальние горы. Идут также для неба листья от початков кукурузы – у них бывает очень красивый розовый оттенок, который хорошо передает цвет неба на рассвете, или на закате. Листья кукурузы лучше клеить маленькими полосками, тщательно притирать ножом или проглаживать не очень горячим утюгом. В последнем случае листья приклеиваются быстро и гладко, что очень важно, так как морщинки и неровности в наклейке неба испортят весь пейзаж.
Наклеив небо, желательно положить пейзаж на ровный стол, накрыть газетой, а затем стеклом, придавить грузом и оставить в таком положении на несколько часов. После неба клейте фон картины, соблюдая цветовую перспективу, то есть даль изображайте светлыми холодными тонами (серым, голубыми, сиреневыми). Учтите, что, чем ближе к переднему плану, тем темнее и теплее становятся краски. Попутно изображаются горы, реки, озера. Как правило, небо всегда отражается в воде (если в нем не отражаются расположенные вблизи деревья, здания и т.д.), поэтому вода делается обычно из того же материала, что и небо.
Когда закончен фон, начинаем с заднего плана изображать предметы и детали пейзажа. Прежде всего определим, с какой стороны светит солнце, чтобы изображать все предметы в соответствии с их освещением. Если на горизонте горы, то освещенная сторона горы должна быть более светлой, чем затемненная. Если источник света находится в левой верхней части картины, то левая сторона всех предметов будет более светлой, а тень от предметов будет располагаться направо.
Также необходимо соблюдать в пейзаже и воздушную перспективу. На горизонте выбирается точка схода, и в ней должны сходиться все горизонтальные линии сооружения, кроме фронтальных, то есть деревья, здания и другие предметы одинаковой высоты должны вмещаться между лучами, направленными на точку схода.
Несколько советов начинающим флористам:
Тонкие горизонтальные полоски на водоемах усиливают эффект воды.
Стволы деревьев изображают так, чтобы ошущалась их форма, объем, для этого край ствола следует слегка затемнить с теневой стороны
Для кроны деревьев подходит мох или листья лопуха, для чего свежий лист лопуха бьют железной щеткой до тех пор, пока он не превратится в тонкие кружева. Затем лист засушивают, не меняя при этом газеты. Отрывая от лопуха обработанные кусочки, можно "создать" крону любого дерева. Правдоподобная крона получается из крошек размельченного сухого листа, площадь кроны промазывают клеем и посыпают это место крошкой.
Снег делается из изнанки листьев серебристого тополя, мать-и-мачехи. Если небо составляется из листьев кукурузы, то на снег идут те же листья, но более светлого тона. Для изображения лугов и полей лучше всего засушить листья тюльпана, когда он отцветет и листья начнут увядать. Хорошо выглядят на пейзаже березы со стволами из бересты. Но над стволами надо поработать: ведь внизу береза темная да и по стволу располагаются неравномерно темные пятна, ствол также обязательно оттеняется по краям.
О.Н. БУЛИЧ ( журнал "Сделай сам" 4, 1992 г.)
Источник